OFFICINA DAUBMANNI :: LETTERPRESS STUDIO IN UKRAINE :: >> contact us <<

16.5.11

Как-то не выходит у меня одинаково активно и печатать, и рассказывать о работах в блоге.
Но, как бы там ни было...
Этот пост продолжает повествование о работах в более-менее хронологическом порядке, а вот с следующий будет о совсем свежем.

Сегодня я покажу экслибрис работы замечательного львовского художника Ивана Турецкого.
Печаталь эту работу у меня пану Ивану посоветовал его сын, а мой друг, не менее замечательный львовский дизайнер Лукьян Турецкий (a.k.a. lukas-2d).



Дело было прошлым летом. Мне повезло, что "представителем заказчика" был мой друг, и он проявил достаточно терпения: дело затянулось где-то на месяц, или даже больше. У меня как раз родился сын, я занялся семейными хлопотами, о чем я заранее предупредил заказчиков, мастерская была на время закрыта. Когда же приступил к печати, выяснилось, что работа эта не так проста.

Мне хотелось идеально "выкатать" черные плашки, а давления станка не хватало. К тому же, бумага, которую я сам же предложил, оказалась недостаточно пухлой, и, даже когда я её увлажнил, плохо брала краску. В добавок, стояла как раз ужасная жара, краска стала недостаточно густой, плохо фиксировалась, приходилось принимать особые меры предосторожности, чтобы оттиски не отмарывались. Бумага была заменена на другую, я стал печатать с некоторым излишком подачи краски, и
плашки вышли наконец близкими к тому, чего хотелось.



Потом, поглядев еще на работы старых печатников, я понял, что "серые" плашки и близкие к плашкам изображения это вообще характерная особенность старой высокой печати. Приходилось жертвовать либо насыщенным черным, оставляя чистые и звонкие детали, либо этими деталями, заливая сверх меры картинку краской.

Объединить насыщенность и четкость вышло только веке в XVIII, во времена Дидо-Бодони, резцовой гравюры и новостильной антиквы. Прессы, ставшие металлическими, выдавали большее давление, бумага стала глаже и однороднее, с лучшими печатными свойствами... Однако и в таком старинном несовершенстве что-то есть, не согласны?


ALDROVANDI, Ulisse. Ornithologiae [Tome 2]. 1600.- p. 311

ALDROVANDI, Ulisse. Ornithologiae [Tome 2].
apud Io. Bapt. Bellagambam, 1600.
- p. 311

(спасибо Иннокентию Келейникову за превосходную к этой теме иллюстрацию)

Увы, сегодня под влиянием лазерной печати, четырехкрасочного офсета (где, кстати, глубокий черный формируется обычно наложением нескольких красок), шелкотрафарета (где слой гораздо толще и резких мелких деталей нельзя достичь в принципе), невыкатанная плашка воспринимается однозначно как недостаток.

Вообще, у меня с этим делом, надеюсь, тоже всё станет хорошо. Скоро заработает большой станок (о нем в другой раз), так хоть плашки, хоть плакаты 70х100. А пока работ с большими плашками вообще стараюсь избегать: их можно сделать или залив (потеряешь детали), или увеличив давление сверх меры (так очень просто сломать станок).

Но я, кажется, излишне увлекся объяснением технических деталей, давайте лучше полюбуемся еще на превосходную графику пана Ивана.
Вот, думаю, как-то так это будет выглядеть в книге:

11 comments :

Oprion said...

"вышло только веке в XVIII, во времена Дидо-Бодони, резцовой гравюры и новостильной антиквы. Прессы, ставшие металлическими, выдавали большее давление"

А разве первые металлические станки появились не в XIX веке?

daubmannus said...

Что, принимать мне поздравления, гражданину соврамши?

Стенхопа пресс, или как там его звали, на который папаша-медведь в романе Бальзака грешил, что мол шрифты давит, когда появился? Сынок-то его у Дидота, кажись, практику проходил? Или это наследники "того" Дидо были, и век всё же XIX?
похоже, XIX: папаша в революцию же еще капитальчик сколотил...

Oprion said...

Ну если верить Стивену Саксу (American Iron Hand Press, 1992 Oak Knoll Books) первый металлический станок создал Его Сиятельство Лорд Чарльз 3-й граф Стенхоуп в районе 1800 года. Именно этот станок описал Бальзак в "Утраченных иллюзиях". Помогал ему некто Роберт Уокер - механик.

Ты конечно можешь возразить - Но Как же! Разве Вильгельм Хаас из славного города Базеля не отлил схожую станину для своего станка аж в 1772 году?
Однако я буду вынужден ответить что это всёже был не труЪ Ironhand так как он не отличался устройством рычага, а значит и не давал особой прибавки в силе супротив своих деревянных братьев.

Stanhope Press
http://www.poltroonpress.com/images2/stanhope.jpg

Oprion said...

" В те времена, к которым относится начало этой повести, печатный станок Стенхопа и валики, накатывающие краску, еще не появились в маленьких
провинциальных типографиях. Несмотря на то, что Ангулем основным своим промыслом был связан с парижскими типографиями, здесь по-прежнему работали
на деревянных станках, обогативших язык ныне забытым выражением: довести станок до скрипа. В здешней отсталой типографии все еще существовали
пропитанные краской кожаные мацы, которыми тискальщик наносил краску на печатную форму. Выдвижная доска, где помещается форма с набранным шрифтом, на которую накладывается лист бумаги, высекалась из камня и оправдывала свое название мрамор. Прожорливые механические станки в наши дни настолько вытеснили из памяти тот механизм, которому несмотря на его несовершенства,
мы обязаны прекрасными изданиями Эльзевиров, Плантенов, Аль-дов и Дидо, что приходится упомянуть о старом типографском оборудовании, вызывавшем в
Жероме-Никола Сешаре суеверную любовь, ибо оно играет некую роль в этой большой повести о малых делах."

http://en.wikipedia.org/wiki/Charles_Stanhope,_3rd_Earl_Stanhope

http://britishletterpress.co.uk/presses/iron-hand-presses/stanhope-press/

daubmannus said...

значит, таки я соврамши насчет XVIII века.
но бумага у Бодони таки была уже гладкой (каландрированой?).

а эти самые резцовые по меди гравюры, вероятно, катали еще на деревянных станках с валами и воротом (помнишь ли картинку, где печетник аж ногами себе помогает этот ворот крутить?)

Oprion said...

Кстати старый медведь был в чем-то прав. Первые "стенхопы" были не надёжны и часто ломались. Чугунный остов был не рассчитан на получаемую мощность. Позже изобретатель усовершенствовал модель еще более массивным желудем.

Oprion said...

Ранний "хлипкий" Стенхоп: http://vintage-royalty-free-images.com/images/stock-image-18033-1-stanhope-press-.jpg

Стенхоп "здоровяк":
http://p2.la-img.com/364/23050/8108204_1_l.jpg

Oprion said...

Ещё пару слов о станке Базельского словолитчика:

Гильдия печатных мастеров города запретила Вильгельму строить станки новой модели, протолкнув соответствующий закон. Изобретателю пришлось ограничиться прототипом для собственного пользования.

Мне не удалось найти изображений станка, но описывают его так: основанием служил камень, в который упиралась чугунная рама (напоминающая по форме дугу или желудь), держащая винт с классической двойной резьбой и отягощенной кукой.

Хаас привёл подробное описание работы своего станка в книге:
"Beschreibung und Abrisse einer neuen Buchdruckerpresse erfunden"
Между прочим, страницы были оттиснуты непосредственно на прототипе.

К сожалению гугль не даёт превью, а оригинал стоит 60,000 Евро :)

Словолитня Haas'sche Schriftgiesserei просуществовала до 1989 года, когда её поглотила компания Линотип.

Haas'sche Schriftgiesserei
http://luc.devroye.org/fonts-34915.html

Oprion said...

Ещё о Роберте Уокере:

Robert Walker - ironsmith of Vine St, Piccadilly, London.

Та самая "Vine street" с классической доски Монополии. Некогда улица была длинее, изобилывала питейными и увиселительными заведениями расположенными в опасном соседстве с полицейским участком. Нынче это скушный тупик и задворки

http://www.sudhauspress.com/sudhaus/cmc26.jpg

daubmannus said...

Иван, спасибо!
ты на отличный отдельный пост насобирал уже про Стенхопа.

daubmannus said...

в смысле, про приход железных станков, не только про Стенхопа.