OFFICINA DAUBMANNI :: LETTERPRESS STUDIO IN UKRAINE :: >> contact us <<

19.5.11

открытое письмо Дмитрию из Хмельницкого, или "почему так дорого?"

В Америке с конца 90-х стало наблюдаться явление, которое называют "возрождением леттерпресса". Кажется, первые признаки заметны и у нас. Все больше желающих сделать себе, например, визитки высокой печати и, естественно, среди них есть люди с разной степенью понимания, что это такое.

Признаться, я получил впервые письмо такого жанра, да еще в таких выражениях (что цитировать его здесь никак нельзя) от интересующегося сделать работу у меня. На столь живую эпистолу, возможно, стоило бы никак не реагировать, или же для эмоциональной разрядки ответить приватно в канонах того же жанра (весьма, видимо, популярного на поминаемом Дмитрием базаре его родного города).

Отвечаю по одной причине: мне письмо Дмитрия кажется проявлением вполне законного и симптоматичного вопроса. Вопрос этот не "почему нельзя сделать высокую печать доступной народу". Это можно. Можно печатать для самого себя, практически не тратя денег на материалы, на крафте с линогравюры ложкой. Можно даже сделать станок из подручных материалов (я писал об этом). Вопрос этот "почему ты не хочешь печатать по цене шелкотрафарета?". Отвечаю. Потому, что для меня это значит даже не печатать даром, это значит приплачивать за материалы и удовольствие сделать Ваш, Дмитрий, заказ.


(прошу простить постоянных читателей: эта картинка уже была в блоге, но уж очень она сейчас к месту)

Поясню статьи расходов при изготовлении работы. Начну с наименее влияющих на стоимость, по возрастающей.

Еще ремарка: никаких конкретных цифр в блоге приводить я не буду, уж такая у меня политика, это не обсуждается.

Краска. Чаще хотят печатать некой задуманной дизайнером смесевой краской, заданной номером Pantone, а не "каким-нибудь зеленым" или "чем-то похожим на этот номер, из того, что есть", и приходится нужную краску либо заказывать, либо мешать самому. На то, чтобы смешать самому что-то внятно-близкое у меня уходит полдня. Поэтому я отказался от такой практики: мешаю только в особых случаях, а чаще заказываю. Увы, минимальный заказ 0,5 кг. Этого количества хватит, возможно, на всю жизнь, но полдня работы всё-таки дороже, а результат при заказе предсказуемей.

Зато я делаю скидку тем, кто согласен печатать краской из уже имеющихся.

И, нет, Дмитрий, наркотиков или брильянтовой крошки в краску я не мешаю.

Клише. Да, полимерное или магниевое клише штука не такая космически дорогая, как клише для многоуровневого конгрева, например, но всё же цена его слишком заметна, чтобы внести клише в категорию "прочие расходы".

Бумага. Для визиток я редко использую широко распространенные "дизайнерские картоны", чаще пухлые и толстые бумаги, предназначенные для акварели, офорта, наконец, специально для высокой печати. Я нашел только несколько "дизайнерских картонов", на которых хорошо смотрится оттиск, но все они гораздо тоньше перечисленных бумаг и, если делать заметный рельеф, визитки из этих картонах станут похожи на армейские "собачьи жетоны".

Этих, нужных мне, бумаг нет у "полиграфических бумажников", они для них слишком дороги, не пользуются спросом. Таким образом, кроме, собственно, цены во много раз большей, чем даже столь любимый Вами, Дмитрий, "плайк" (кстати, на нем оттиск выходит плохо), необходимо оплачивать еще их доставку. Причем, как правило, покупать приходится мелким оптом, даже если нужен один лист именно такой бумаги: один не захотят везти.

Работа. Как, может быть, ни странно, мне нужно оплачивать своё время, проведенное за изготовлением заказа. Увы, "брать больше, кидать дальше", чтобы сократить временные расходы за счет объемов, у меня не выходит, да я к этому и не стремлюсь. Я занимаюсь и хочу заниматься ремеслом, как Уильям Моррис и старые печатники, а не мелкосерийным поточным производством. Не припоминаю заказа, отнявшего у меня менее одного дня. Я прикладываю все возможные усилия, чтобы сделать работу наилучшим образом. Если позвать сегодня моих заказчиков кинуть в меня камень, кто остался недоволен, признаюсь, один камень полетит, может быть.

Еще есть всякие мелочи (то, что старые печатники называли "прикладом", по словам Бальзака), и мелочи эти со временем собираются в приличные суммы. Еще есть оплата помещения, амортизация оборудования и т.д. Наконец, если работать без прибыли, работа такая продлится очень не долго. Но поверьте, Дмитрий, прибыль, которую я закладываю, далеко не 200-300%, как кажется Вам. Увы, ох как далеко.

(Кстати, может я ошибаюсь, что 200% прибыли в полиграфии вовсе не небывалые цифры?)

Вас, Дмитрий, и всех желающих обогатиться на высокой печати милости прошу покупать станок и начинать печатать. Я не боюсь конкурентов, считаю, что ближайшие годы они будут только помогать создавать рынок. Однако, советы или помощь по налаживании технологии и в приобретении оборудования смогу оказать такого рода желающим только на платной основе, такова жизнь.

И еще, если быть совсем уж честным, я и в самом деле "занимаюсь печатью как хобби" (как тот jap на картинке в начале поста), печать и есть моё любимое дело. Увы, зарабатывать только этим на жизнь пока не выходит. Но я надеюсь, мне помогут мои конкуренты: благодаря им больше людей узнают, что такое высокая печать. Соответственно, больше людей захотят сделать её качественно и с душой.

4 comments :

Roman said...

Федор, здравствуйте!
В том, что высокая печать для Вас хобби есть прекрасная возможность не работать с теми клиентами которые не разделяют Ваш подход к процессу, соответственно не понимают технологию и стоимость материалов.
Вы - Мастер, Ваш, именно Ваш клиент придет, закажет, получит и будет доволен, и придет еще. И друзей приведет. А фастфуд не пройдет, тут его еще не хватало. :)

dvolsh said...

Полность поддерживаем вас, Федор! Высокая печать, та забытая элитная технология, которая ни в какой степени не сравнится с современными, достойными, но другими, и по стоимости и по восприятию, современными способами печати. Можно сравнить с ковкой руками, резьбой по дереву и прочее. Она понятна ценителям. Тем, которые оценивают красоту механических часов, а не точность и дешевизну кварца.
Long live letterpress! А хамы среди нас есть. (((
Дмитрий
Черкассы

Rost Firsikov said...

А кстати, Фёдор! Можно ли где-то увидеть ваши расценки? Или всё только при личной беседе?

Ну например 100 визиток на хлопковой бумаге с необработанным краем (хэндмейд) при условии набора из имеющихся у вас гарнитур в одну чёрную краску?

daubmannus said...

Рост, ответил письмом на Ваш вопрос.